КРАТКИЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ VI СОЗЫВА ЖОГОРКУ КЕНЕША КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОКТЯБРЬ 2015 – ОКТЯБРЬ 2021 (Предложения и Рекомендации для следующего созыва ЖК КР)

Действующий состав ЖК КР, который был избран 4 октября 2015 года, работает уже больше 6 лет, за время его работы происходило много событий, политических и иных процессов: начиная от стремления построить парламентскую или президентско-парламентскую форму правления, завершая изменением Конституции и власти, переходу к президентской форме правления. В настоящее время  ожидается работа седьмого созыва после объявления результатов выборов, назначенных на 28 ноября 2021 года.

В этой связи, Сообщество юристов “Тандем” провело изучение деятельности шестого созыва ЖК КР с точки зрения политико-правового анализа и оценки эффективности его работы, для профилактики и выработки стратегии работы седьмого созыва с позиции последующей оценки работы шестого созыва ЖК КР, его ошибок и упущений.

Предстоящему созыву ЖК КР для построения прочной, независимой, гармоничной и стабильной работы ЖК КР, учитывая прошлый опыт и многочисленной критики в адрес работы шестого созыва ЖК КР следует оперативно пересмотреть (разработать) концепцию нового закона «О Регламенте ЖК КР».

Эффективность работы VI созыва ЖК КР в рамках законодательной деятельности 

ЖК КР шестого созыва было принято 1184 законов, а пятым составом ЖК КР было принято 892 законов. из принятых ЖК КР шестого созыва 1184 законов 629 – это законы о внесении изменений и дополнений, что больше половины всех принятых за этот период законов, что может служить показателем – нестабильности нашего законодательства, его постоянного изменения. Особо необходимо отметить, что есть Закон КР от 13.08.2004 года «О порядке осуществления контрольных функций ЖК КР», изменения в него вносились последний раз в 2012 году. Согласно статье 2 указанного Закона контроль за проведением в жизнь законов Кыргызской Республики осуществляется не менее чем через 6 месяцев после вступления в силу соответствующего закона. Лица, на которых возложен контроль за исполнением постановлений Жогорку Кенеша Кыргызской обязаны ежеквартально или в срок, указанный в постановлении, информировать Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о состоянии их исполнения. Однако анализ официальных источников показал, что каких-либо работ со стороны ЖК КР по исполнению вышеуказанного Закона не было проведено. Одним из слабых мест в работе шестого созыва было отсутствие практики и недостаточной реализации своих полномочий по контролю и мониторингу исполнения законов. 

Седьмому созыву ЖК КР в части законотворческого процесса рекомендуется следующее:

  • Провести анализ причин отклонения или отзыва больше половины законопроектов, инициированных депутатами ЖК КР и на его основе разработать план законопроектных работ, исходя из конкретных потребностей и спроса общества и страны.
  • Разработать механизм ускоренного принятия законов касающийся приведения их в соответствие с Конституцией КР. 
  • Эффективно использовать (разработать) механизмы контроля исполнения законов, это функция является одним из важных и исключительной компетенцией ЖК КР, которую она использует неэффективно и в недостаточной мере. Эта функция необходима для развития законотворческого процесса и развития права, своевременное реагирование на общественные отношения через принятие качественных и необходимых законов.   

Парламентский контроль

Большая часть Постановлений ЖК КР направлена на исполнение в адрес соответствующих Комитетов ЖК КР (1057 Постановлений), при этом в Аппарат Президента не было направлено ни одного Постановления. Больше всего депутатских запросов было направлено в адрес Правительства (2662 запросов), в адрес Аппарата Президента 7 запросов.   

За период с 2015 года по 2021 год было создано 21 депутатских комиссий по различным вопросам (Приложение 2). 

Необходимо также отметить, что за 6 лет периода работы шестого созыва ЖК КР, Правительство КР менялось 10 раз. Правительства формировались именно с согласия ЖК КР, к сожалению, в рамках парламентского контроля ЖК КР не выявлял причины, не давал оценку своей ответственности за отставку Правительства и не работал над содействием в формировании стабильного и эффективного органа исполнительной власти.     

В связи с вышеуказанным рекомендуется следующее:

  • Усиление и совершенствование парламентского контроля, в том числе путем обеспечения исполнение законов.
  • Должны быть выявлены ключевые проблемы в деятельности государственных органов КР и ЖК КР, а также должна увеличиться эффективность системы государственного управления и привлечено внимание к выявленным в ходе проведения данного парламентского контроля недостаткам с целью их дальнейшего устранения соответствующих государственных органов и должностных лиц.
  • Изучение практики применения законодательства КР, а также выработка рекомендаций, которые в дальнейшем могут помочь в совершенствовании законодательства и повышении эффективности его исполнения.

С уважением,

Команда Сообщества юристов «ТАНДЕМ»

e-mail: kyrgyzstan.stability@gmail.com

телефон: +996 707 177 178

сайт: www.lawyers.kg



Добавить комментарий