ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И БИЗНЕС

Сообщество юристов “Тандем” подготовило краткий анализ политико-правовой ситуации в Кыргызстане. Об этом говорится в поступившем в редакцию сообщении.
Аналитический документ содержит наиболее актуальные вопросы, которые поднимаются обществом, экспертами, юристами: конституционную реформу и этапы ее реализации, включая процесс масштабной инвентаризации, легитимность парламента КР, инициативы новых законопроектов в различных сферах, а также проблемы гражданского общества и бизнеса, и так далее.
К каким выводам пришли юристы? Кратко
Текущая общественно-политическая ситуация
На сегодняшний день имеются следующие вопросы правового характера в отношении институтов государственной власти:
• Легитимными органами являются президент и органы судебной системы.
• Легитимность и объем полномочий шестого созыва Жогорку Кенеша КР сомнительны. На этапе пророгации не должны приниматься стратегические решения.
• Имеется неопределенность в отношении полномочий “временно” сформированного кабинета министров.
• ЦИК также находится в состоянии “истечения срока полномочий”.
Изменение уголовного законодательства в сторону криминализации и отклонение от курса гуманизации
Основные вопросы:
• Отсутствует четкая концепция инициирования изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, не проведен системный анализ действующих кодексов.
• Подготовленные Генеральной прокуратурой КР проекты кодексов требуют тщательного изучения и широкого общественного обсуждения.
• Необходим анализ представленных проектов на соответствие обязательствам КР в рамках имеющихся международных договоров КР.
• Необходимо не допустить принятия указанных проектов кодексов в спешке, поскольку отсутствует объективная необходимость в ускорении данного процесса.
Правоохранительные органы и судебная система как карательный орган
В сфере гражданского общества основными правовыми вопросами являются:
• Возвращение ЖК КР к рассмотрению проектов законов, ограничивающих права гражданского общества, нарушая нормы международного права и установленные законодательством процедуры.
• Наличие практики запугивания правоохранительными органами гражданских активистов, что подрывает демократические ценности правового государства.
• Предлагаемые нормы “дегуманизации” в уголовном законодательстве КР со стороны Генеральной прокуратуры КР влекут за собой ограничение деятельности гражданского общества и СМИ.
Политико-правовое положение и его влияние на бизнес
В данной сфере возникают следующие правовые вопросы:
• Необходимость соблюдения процедур принятия Закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере корпоративного управления” (проведение общественного обсуждения, специализированных видов экспертиз и анализа регулятивного воздействия), поскольку он направлен на регулирование предпринимательской деятельности.
• Коллизия норм вышеуказанного закона с положениями инвестиционного законодательства о государственных гарантиях инвестиций.
• Привлечение к ответственности лиц, причастных к нарушению прав собственности иностранных инвесторов и к причинению вреда.
• Привлечение к ответственности сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих или разрешающих необоснованные проверки субъектов предпринимательства.
Недобросовестные инвесторы как часть коррупционной системы
В данной сфере имеются следующие правовые вопросы:
• Строгое соблюдение всех правовых процедур и сбора доказательной базы по делам о коррупции, связанным с местными и иностранными инвестициями.
• Открытость и прозрачность всех судебных процессов по делам о коррупции, связанным с местными и иностранными инвестициями.
• Анализ имеющихся коррупционных рисков (следует обратить внимание на процесс инвентаризации законодательства и антикоррупционную экспертизу проектов законодательства).
Последние законодательные инициативы, затрагивающие предпринимательскую деятельность
Имеющиеся правовые вопросы в данной сфере:

• Все изменения в сфере регулирования предпринимательской деятельности должны производиться с учетом интересов бизнеса, с обязательным общественным обсуждением, с широким привлечением бизнес-сообщества и проведением анализа регулятивного воздействия.
• Все инициируемые проекты НПА должны приниматься в контексте посланий и решений президента КР о создании благоприятных условий для развития бизнеса, улучшения инвестиционного климата, оказания поддержки экономической деятельности субъектов предпринимательства, обеспечения их правовой защиты.
Нестабильность политико-правовой системы КР и ее влияние на инвестиционную привлекательность и бизнес в целом
• Потенциальные инвесторы находятся в “режиме ожидания” в связи с проводимой инвентаризацией законодательства КР, при этом сроки и процесс ее проведения недостаточно продуманы.
• Результаты инвентаризации законодательства в области предпринимательской деятельности должны быть приоритетными и срочными.
• Скорейшее завершение процесса приведения законодательства КР в соответствие с Конституцией и формирование “постоянных” государственных органов.
Выводы и рекомендации к анализу:
Текущее политико-правовое состояние в республике характеризуется правовой неопределенностью. Следует отметить о ставшем перманентным состоянии правового вакуума в деятельности некоторых государственных институтов или отсутствии верховенства права. Страна была выбита из правового поля октябрьскими событиями 2020 года и по сей день еще не может полностью вернуться в правовое поле.
Проведенная конституционная реформа в стране требует приведения нормативных правовых актов КР в соответствие с Основным законом страны. Вместе с тем имеются вопросы относительно легитимности парламента в части принятия общественно значимых нормативных правовых актов.
На протяжении нескольких месяцев после событий 5 октября 2020 года не утихали споры о легитимности Жогорку Кенеша КР VI-го созыва, и его статус до сих пор не определен. Неясен правовой статус кабинета министров, завершаются полномочия ЦИК КР. Такое положение вещей влияет в целом как на эффективность государственной власти, так и на правовую составляющую.
В это же время было принято решение о проведении Министерством юстиции КР процесса инвентаризации законодательства, концепция которого по сей день остается неопределенной.
Администрацией президента КР, Генеральной прокуратурой КР, депутатами Жогорку Кенеша КР разработаны пакеты законов, регламентирующих деятельность конституционных органов государства, изменяющих концептуальные подходы в различных сферах законодательства. Ожидаемым в ближайшем будущем процессом в политико-правовой сфере является формирование конституционных органов, в частности Жогорку Кенеша КР, кабинета министров КР, народного курултая, ЦИК КР и др.
Представляется, что переходный период от принятия Конституции до окончательного приведения законодательства в соответствие с ней должен занять как минимум около одного года. В связи с чем рекомендуется создать легитимные основы для дальнейшего завершения конституционной реформы и окончательного возвращения всех процессов в правовое поле.
“Дорожная карта” этого процесса могла бы выглядеть следующим образом:
Проведение широкого общественного обсуждения проекта Закона “О внесении изменений в конституционный закон “О выборах президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики”, разработанного администрацией президента КР.
С учетом сохраняющейся неопределенности в вопросах легитимности Жогорку Кенеша КР представляется оправданным продление полномочий действующего ЦИК (в легитимности которого нет сомнений) и проведение в первую очередь выборов в Жогорку Кенеш КР в самое ближайшее время.
Рассмотрение возможности обращения президента КР к торага Жогорку Кенеша КР с предложением о проведении внеочередной сессии для принятия изменений в избирательное законодательство в части выборов в ЖК КР (т. е. ЖК КР не уходит на “каникулы”, а остается для рассмотрения конкретного проекта закона).

После принятия Жогорку Кенешем КР с установленными процедурами закона о выборах назначение президентом КР выборов VII-го созыва депутатов Жогорку Кенеша.
Проведение выборов в ЖК КР в соответствии с новым законом и начало функционирования Жогорку Кенеша КР VII-го созыва.
Рассмотрение ЖК КР VII-го созыва проектов законов, касающихся функционирования государственных институтов, в целях приведения их в соответствие с Конституцией КР и обеспечения их легитимности.

С уважением,

Сообщество юристов “Тандем”

e-mail: kyrgyzstan.stability@gmail.com

телефон: +996 707 177 178



Добавить комментарий