МЫ ХОТИМ ВИДЕТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ДЕПУТАТОВ 7го СОЗЫВА ЖОГОРКУ КЕНЕШ

Инициаторы:

  • Комитет Гражданского контроля
  • Группа представителей гражданского общества по совершенствованию избирательного законодательства
    4 октября 2020 года состоялись выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее – ЖК КР). Выборы в ЖК КР были проведены с нарушениями, в том числе – подкуп избирателей, контроль над волеизъявлением избирателей, применение административного ресурса на многих избирательных участках – все это привело к негодованию и несогласию большинства политических партий с предварительным подсчетом голосов избирателей.
    При подведении итогов голосования из 16 политических партий по предварительным данным Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК КР) лишь 4 партии преодолели избирательный порог 7 %. В итоге, все это недовольство привело к массовым протестам и повлекло за собой отставку Правительства Кыргызской Республики и признания итогов голосования недействительными ЦИК КР.
    Так, согласно статье 38 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – конституционный Закон), в случае если выборы признаны недействительными и несостоявшимися, кандидат, политические партии по итогам голосования не избраны, назначаются повторные выборы в течение 1го месяца назначаются ЦИК КР и проводятся соответствующими избирательными комиссиями. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации в течение 7 календарных дней после принятия решения о назначении повторных выборов.
    Учитывая, что 6 октября т.г. ЦИК КР официально признала итоги выборов недействительными, следовательно, до 6 ноября т.г. ЦИК КР должна официально опубликовать в СМИ информацию о назначении повторных выборов депутатов ЖК КР.
    Следует отметить, что для оперативного внесения изменений в избирательное законодательство представители гражданского общества сформировали инициативную рабочую группу о выработки предложений.
    Инициативная рабочая группа в целях исключения аналогичных нарушений при проведении повторных выборов на основе широкого обсуждения заинтересованными государственными органами, политическими партиями и организациями гражданского общества внесла предложения по:
  • совершенствованию конституционного Закона, направленные на исключение недостатков, выявленных в ходе выборов депутатов ЖК КР – 4 октября 2020 г.
  • принятию других мер законодательного, организационного и иного характера, направленных на качественное улучшение процессов выборов и реальное обеспечение прав граждан избирать и быть избранными.
    В связи с чем, рабочая группа по совершенствованию избирательного законодательства предлагает следующие поправки в конституционный Закон, в части:
  1. Снижение высокого избирательного барьера
    Несмотря на то, что основной смысл пропорциональной системы выборов заключается в представленности в парламенте разных политических сил, представляющих интересы различных слоев населения.
    Учитывая, что повторные выборы должны быть проведены предположительно в конце 2020 года, целесообразно снизить избирательный порог с 7 % до 1 % и это автоматически будет способствовать избранию качественного состава парламента, или же полному представлению интересов большинства избирателей, тем самым обеспечить состязательность и конкурентность выборов, а также минимизировать факты подкупа избирателей и использования административного ресурса.
  2. Снижение избирательного залога
    Внесение избирательного залога предполагает порядок выдвижения кандидатов, а также является одним из условий регистрации кандидата и рассматривается как дополнительный фильтр для отсеивания кандидатов, которые в действительности не имеют намерений бороться за избрание, или тех, кто представляет небольшие партии. Избирательный залог в сумме 5 млн. сом является высоким и неподъёмным для политический партий, в связи с чем предлагается снизить залог до 1 млн. сом.
    3.По голосованию по Форме № 2
    Так, согласно статье 15 конституционного Закона избиратель имеет право подать заявление в случае отсутствия их в списке избирателей, об ошибке или неточности в нем, а также о намерении голосовать по избирательному адресу прекращающемуся за 15 календарных дней до дня голосования.
    Также согласно Положению о Единой системе учета избирателей, утвержденному постановлением ЦИК от 11 февраля 2020 года № 38, любой гражданин при намерении голосовать по своему адресу вправе подать в соответствующий участок заявление по Форме № 2 – данная норма была внесена с целью предоставить как можно большему числу внутренних мигрантов осуществить свое избирательное право.
    Однако, на этих выборах Форма №2, подверглась большому количеству манипуляции со сменой избирательного адреса и как следствие, искажению волеизъявления граждан в день выборов.
    4.А также есть предложения о внесении изменений и дополнений в конституционный закон по части:
  • по статусу Кандидата
  • о статусе общественных наблюдателей
  • об обжаловании итогов голосования.
    Данные поправки являются актуальными для исключения нарушений при проведении повторных выборов и стабилизации политической ситуации в стране, Предложения рабочей группы требуют оперативное рассмотрения в Жогорку Кенеше и ускоренного принятия.
    И в случае наличия положительного заключения всех фракций, Жогорку Кенеш может принять данные поправки в полном объеме сразу в трех чтениях, согласно Конституции и Закону Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»
    При этом, остается вопрос кворума, так как конституционные законы принимаются парламентом не менее 2/3 голосов.