- 03.05.2021
- Опубликовано: Aziza
- Категория: Аналитика
Комментариев нет
80 поправок и 31 рекомендация по проекту Конституции от 9 февраля 2021 года. Статью подготовила Эргешбаева Таттуубубу.
Рекомендации от юристов по проекту Конституции от 9 февраля 2021 года:
Для обеспечения баланса в президентской форме правления рекомендуются следующие конституционные опции (в проекте Конституции КР от 9 февраля 2021 года):
- оставить норму, согласно которой Президент не может избираться дважды;
- оставить норму действующей Конституции, которая предусматривает, что лицо, старше 70 лет не может быть избран Президентом страны.
- упростить процедуру импичмента президенту, исключить обязательность наличия заключения Конституционного суда (усиливает ответственность президента);
- исключить право президента инициировать законопроект (усиливает ответственность президента и препятствует узурпации власти);
- Президент пользуется правом неприкосновенности только на время исполнения полномочий (усиливает ответственность президента);
- количество депутатов оставить 120, избираемых по пропорционально-преференциальной системе (усиливает независимость парламента);
- проходной барьер в парламент снизить до 0,5% и ликвидировать предвыборный залог (так как исполнительная власть не формируется парламентом как в парламентской форме правления, где наличие партии большинства или коалиции институционально важна для формирования правительства, репрезентативность законодательного органа можно довести до ее логического предела с барьером 0%).
- право инициировать всенародный референдум оставить только за Жогорку Кенешем и 300 000 гражданам страны (эта норма препятствует узурпации власти президентом и обеспечивает независимость парламента);
- отдать парламенту полномочия по контролю бюджета страны (усиливает ответственность исполнительной власти за расходованием бюджета страны);
- оставить президенту номинировать послов, их назначение прерогатива парламента (усиливает подотчетность послов перед парламентом);
- усилить контрольные функции комитетов парламента;
- дать право парламенту назначать специального прокурора для расследования возможных преступлений президента и премьер министра, наделив его полномочиями Генпрокурора страны (усиливает ответственность президента);
- право законодательной инициативы оставить только депутатам Жогорку Кенеша и 10 000 гражданам страны (эта норма обеспечивает поиск компромисса между президентом и парламентом);
- срок полномочий Жогорку Кенеша может быть продлен конституционным законом только в случае войны или катастрофы. Парламент исполняет свои полномочия до законного созыва нового состава Парламента. Закрепить, что в этот период не могут вноситься изменения в конституцию и не могут быть приняты, изменены или признаны утратившими силу конституционные законы (препятствует узурпации власти);
- дать парламенту право объявить импичмент другим высшим государственным служащим и судьям (усиливает ответственность и подотчетность государственных служащих);
- усилить парламентский контроль над ГКНБ, МВД и другими силовыми структурами (препятствует узурпации власти, обеспечивает независимость парламента);
- Оставить подотчетность кабинета Министров Парламенту;
- Исключить должность кабинет министров, поскольку предполагается, что Президент сам является главой исполнительной власти;
- Генеральный прокурор и Председатель ГКНБ назначается Жогорку Кенешем по представлению парламентской оппозиции (препятствует узурпации власти, усиливает подотчетность Генеральной прокуратуры перед парламентом);
- уточнить функции и полномочия Государственного секретаря, Уполномоченного по правам ребенка, которые назначаются и освобождаются Президентом.
- оставить президентскую квоту по составу Центральной избирательной комиссии, Счетной палате в действующей редакции, при этом вернуть в Конституцию понятие «парламентская оппозиция».
- оставить норму о том, что депутат Жогорку Кенеша не связан императивным мандатом и о том, что отзыв депутата не допускается. Необходимо обеспечить независимость депутатов и их взглядов.
- Вернуть полномочия Жогорку Кенеша, предусмотренные в действующей Конституции по назначению референдума, утверждать программу деятельности кабинета министров, принимать решение о выражении недоверия кабинету министров; утверждать отчеты исполнения республиканского бюджета, решать вопросы об изменении государственных границ Кыргызской Республики, и решать вопросы административно-территориального устройства Кыргызской Республики.
- Из Конституции исчезают такие понятия как “парламентское большинство”, “парламентская оппозиция”, “коалиция фракций” и вообще понятие и роль оппозиции сведена к нулю. Исключается норма о том, что председателями комитетов по вопросам бюджета и правопорядка являются представители парламентской оппозиции и т.д. Исключение роли и места оппозиции противоречит принципам демократического государства, основными элементами которого являются многообразие и многопартийность, плюрализм мнений, верховенство закона, наличие парламентской оппозиции и т.д., предлагается вернуть эти понятия.
- В законы теперь можно будет включать полномочия Жогорку Кенеша и Президента, тогда как в действующей Конституции запрещается включать иные полномочия ЖК и Президента в законы. Исключить эти положения в проекте новой Конституции.
- Новая Конституция не содержит положения о подотчетности Кабинета министров перед Жогорку Кенешем, тогда как в действующей Конституции Правительство является подотчетным и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных Конституцией. Получается, что Кабинет министров подотчетен только Президенту, и будут ли иметь поручения Жогорку Кенеша кабинету министров обязательный характер, неясно.
- Председателю Верховного суда предоставляются полномочия назначать председателей местных судов и их заместителей сроком на 5 лет из числа судей местных судов. Таким образом, отменяется право местных судов самостоятельно избирать своего председателя и его заместителя. Даже перевод (ротация) судьи местного суда осуществляется по предложению Председателя Верховного суда. Такое положение сильно ставит судей местных судов в зависимость от Председателя Верховного суда, а следовательно, президентского аппарата. Предлагается вернуть право местных судов избирать своего председателя и его заместителей.
- Обеспечить независимость судебной системы исключив из проекта механизмы участия президентской власти (его аппарата) при определении кандидатур, назначении судей всех уровней, и председателей КС, ВС и местных судов.
- Функции и полномочия Прокуратуры предлагается оставить в действующей редакции, а также исключить право законодательной инициативы. В проекте Конституции расширяются полномочия прокуратуры. В действующей Конституции предусмотрено, что Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, а также другими государственными органами, перечень которых определяется конституционным законом, органами местного самоуправления и должностными лицами указанных органов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие, возбуждает уголовные дела в отношении должностных лиц государственных органов, перечень которых определяется конституционным законом, с передачей дел на расследование в соответствующие органы, а также уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих. Данные ограничения исключаются и соответственно Прокуратура может осуществлять уголовное преследование не только должностных лиц, но и в отношении всех граждан, а также будет иметь право законодательной инициативы. Необходимо исключить такие расширения полномочий прокуратуры, поскольку используя свои права Прокуратура может значительно влиять на решения Жогорку Кенеша, оказывать давление при принятии законов, а зависимые депутаты могут сделать так, что примут любой законопроект прокуратуры без обсуждения.
- закрепить уголовную ответственность за экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (усиливает ответственность всех ветвей власти в реализации горнорудных проектов в стране);
- Президент и его аппарат (администрация) не должны быть вовлечены в назначение глав местного самоуправления. Местное самоуправление должно иметь политическую независимость от центра; мэры и айыл-окмоту должны быть избираемы местным населением (местное самоуправление играет роль контрбаланса президенту и парламенту, тем самым становясь новым элементом системы сдержек и противовесов).
Подробно вы сможете ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/…/1S8Vpy489BoC0lUQ…