- 05.04.2022
- Опубликовано: Aziza
- Категория: Аналитика
На общественное обсуждение был вынесен проект конституционного Закона «О Народном Курултае» (проект закона). В частности, со слов советника Президента Кыргызской Республики Чолпонбека Абыкеева он был вынесен на общественное обсуждение 4 марта 2022 года, официальный текст нам удалось в публичном пространстве найти только на сайте www.president.kg. К сожалению, мы узнали об этом только 1 апреля текущего года, хотя, данных, когда он размещен из вышеупомянутого сайта узнать не удалось.
Народный Курултай – общественно-представительное собрание, который дает рекомендации по направлениям общественного развития, его рекомендации могут быть учтены Президентом при принятии им решения об освобождении от должности членов Кабинета Министров и руководителей иных органов исполнительной власти. Также он имеет право законодательной инициативы и быть членом Совета по делам правосудия.
В связи с чем, предполагается, что проект закона должен раскрыть и конкретизировать вышеуказанные нормы Конституции.
Вместе с тем, следует обратить внимание на нижеследующие концептуальные вопросы, правовые противоречия и дилеммы, которые возникли в результате правового анализа:
- В проекте закона, не указаны цели и задачи закона, принципы на которых он основывается.
2 - Концепция о том, что решения Народного Курултая носят рекомендательный характер противоречива и не ясна.
- Необходимость во внедрении принципов ограничения деятельности Народного Курултая или описания конкретных его функций, не дублировании функции органов власти и не вмешательства в его деятельность, не нарушении прав и свобод граждан, не нарушении баланса ветвей власти, создавая основы для возникновения конфликтов, внедрение ответственности Народного Курултая и (или) его делегатов. 4. Внедрение принципов независимости и самостоятельности Народного Курултая от государственных органов власти.
Так, если остановиться на каждом из поставленных выше вопросов, то можно сделать следующие выводы и рекомендации по проекту закона: - В проекте закона, не указаны цели и задачи закона, принципы на которых он основывается.
Это крайне важно, так как это определяет саму его концепцию, основные начала и принципы закона, на основании которых можно делать выводы о видении и общем понимании проекта закона, цели, которые предположительно будут достигнуты или решены в результате принятия нормативного правового акта. Какими принципами будут руководствоваться нормы закона, а также субъекты правоотношений, имеющие отношение к предмету регулирования этого закона? - Концепция о том, что решения Народного Курултая носят рекомендательный характер противоречива, не совсем ясна его правовая природа.
Так, в преамбуле проекта закона указывается Народный Курултай – общественно- представительное, совещательное, наблюдательное собрание, которое дает рекомендации по направлениям общественного развития.
В части 4 статьи 20 проекта закона указывается, что решения Народного Курултая носят консультативный и рекомендательный характер, что в целом отвечает правовому определению статуса Народного Курултая.
Однако, в статье 13 проект закона устанавливает, что решения курултая местного сообщества, противоречащие законодательству, могут быть обжалованы в суде. Это норма, с одной стороны, противоречит правовому статусу Народного Курултая, где устанавливается, что его решения носят рекомендательный характер, тогда какой смысл обжаловать решение который носит рекомендательный характер? С другой стороны, вышеуказанная норма допускает, что решения могут противоречить законодательству, это как раз ввиду отсутствия в проекте закона принципов, которыми должны руководствоваться органы принимающие решения.