80 поправок и 31 рекомендация по проекту Конституции от 9 февраля 2021 года.

80 поправок и 31 рекомендация по проекту Конституции от 9 февраля 2021 года. Статью подготовила Эргешбаева Таттуубубу.
Рекомендации от юристов по проекту Конституции от 9 февраля 2021 года:
Для обеспечения баланса в президентской форме правления рекомендуются следующие конституционные опции (в проекте Конституции КР от 9 февраля 2021 года):

  1. оставить норму, согласно которой Президент не может избираться дважды;
  2. оставить норму действующей Конституции, которая предусматривает, что лицо, старше 70 лет не может быть избран Президентом страны.
  3. упростить процедуру импичмента президенту, исключить обязательность наличия заключения Конституционного суда (усиливает ответственность президента);
  4. исключить право президента инициировать законопроект (усиливает ответственность президента и препятствует узурпации власти);
  5. Президент пользуется правом неприкосновенности только на время исполнения полномочий (усиливает ответственность президента);
  6. количество депутатов оставить 120, избираемых по пропорционально-преференциальной системе (усиливает независимость парламента);
  7. проходной барьер в парламент снизить до 0,5% и ликвидировать предвыборный залог (так как исполнительная власть не формируется парламентом как в парламентской форме правления, где наличие партии большинства или коалиции институционально важна для формирования правительства, репрезентативность законодательного органа можно довести до ее логического предела с барьером 0%).
  8. право инициировать всенародный референдум оставить только за Жогорку Кенешем и 300 000 гражданам страны (эта норма препятствует узурпации власти президентом и обеспечивает независимость парламента);
  9. отдать парламенту полномочия по контролю бюджета страны (усиливает ответственность исполнительной власти за расходованием бюджета страны);
  10. оставить президенту номинировать послов, их назначение прерогатива парламента (усиливает подотчетность послов перед парламентом);
  11. усилить контрольные функции комитетов парламента;
  12. дать право парламенту назначать специального прокурора для расследования возможных преступлений президента и премьер министра, наделив его полномочиями Генпрокурора страны (усиливает ответственность президента);
  13. право законодательной инициативы оставить только депутатам Жогорку Кенеша и 10 000 гражданам страны (эта норма обеспечивает поиск компромисса между президентом и парламентом);
  14. срок полномочий Жогорку Кенеша может быть продлен конституционным законом только в случае войны или катастрофы. Парламент исполняет свои полномочия до законного созыва нового состава Парламента. Закрепить, что в этот период не могут вноситься изменения в конституцию и не могут быть приняты, изменены или признаны утратившими силу конституционные законы (препятствует узурпации власти);
  15. дать парламенту право объявить импичмент другим высшим государственным служащим и судьям (усиливает ответственность и подотчетность государственных служащих);
  16. усилить парламентский контроль над ГКНБ, МВД и другими силовыми структурами (препятствует узурпации власти, обеспечивает независимость парламента);
  17. Оставить подотчетность кабинета Министров Парламенту;
  18. Исключить должность кабинет министров, поскольку предполагается, что Президент сам является главой исполнительной власти;
  19. Генеральный прокурор и Председатель ГКНБ назначается Жогорку Кенешем по представлению парламентской оппозиции (препятствует узурпации власти, усиливает подотчетность Генеральной прокуратуры перед парламентом);
  20. уточнить функции и полномочия Государственного секретаря, Уполномоченного по правам ребенка, которые назначаются и освобождаются Президентом.
  21. оставить президентскую квоту по составу Центральной избирательной комиссии, Счетной палате в действующей редакции, при этом вернуть в Конституцию понятие «парламентская оппозиция».
  22. оставить норму о том, что депутат Жогорку Кенеша не связан императивным мандатом и о том, что отзыв депутата не допускается. Необходимо обеспечить независимость депутатов и их взглядов.
  23. Вернуть полномочия Жогорку Кенеша, предусмотренные в действующей Конституции по назначению референдума, утверждать программу деятельности кабинета министров, принимать решение о выражении недоверия кабинету министров; утверждать отчеты исполнения республиканского бюджета, решать вопросы об изменении государственных границ Кыргызской Республики, и решать вопросы административно-территориального устройства Кыргызской Республики.
  24. Из Конституции исчезают такие понятия как “парламентское большинство”, “парламентская оппозиция”, “коалиция фракций” и вообще понятие и роль оппозиции сведена к нулю. Исключается норма о том, что председателями комитетов по вопросам бюджета и правопорядка являются представители парламентской оппозиции и т.д. Исключение роли и места оппозиции противоречит принципам демократического государства, основными элементами которого являются многообразие и многопартийность, плюрализм мнений, верховенство закона, наличие парламентской оппозиции и т.д., предлагается вернуть эти понятия.
  25. В законы теперь можно будет включать полномочия Жогорку Кенеша и Президента, тогда как в действующей Конституции запрещается включать иные полномочия ЖК и Президента в законы. Исключить эти положения в проекте новой Конституции.
  26. Новая Конституция не содержит положения о подотчетности Кабинета министров перед Жогорку Кенешем, тогда как в действующей Конституции Правительство является подотчетным и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных Конституцией. Получается, что Кабинет министров подотчетен только Президенту, и будут ли иметь поручения Жогорку Кенеша кабинету министров обязательный характер, неясно.
  27. Председателю Верховного суда предоставляются полномочия назначать председателей местных судов и их заместителей сроком на 5 лет из числа судей местных судов. Таким образом, отменяется право местных судов самостоятельно избирать своего председателя и его заместителя. Даже перевод (ротация) судьи местного суда осуществляется по предложению Председателя Верховного суда. Такое положение сильно ставит судей местных судов в зависимость от Председателя Верховного суда, а следовательно, президентского аппарата. Предлагается вернуть право местных судов избирать своего председателя и его заместителей.
  28. Обеспечить независимость судебной системы исключив из проекта механизмы участия президентской власти (его аппарата) при определении кандидатур, назначении судей всех уровней, и председателей КС, ВС и местных судов.
  29. Функции и полномочия Прокуратуры предлагается оставить в действующей редакции, а также исключить право законодательной инициативы. В проекте Конституции расширяются полномочия прокуратуры. В действующей Конституции предусмотрено, что Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, а также другими государственными органами, перечень которых определяется конституционным законом, органами местного самоуправления и должностными лицами указанных органов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие, возбуждает уголовные дела в отношении должностных лиц государственных органов, перечень которых определяется конституционным законом, с передачей дел на расследование в соответствующие органы, а также уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих. Данные ограничения исключаются и соответственно Прокуратура может осуществлять уголовное преследование не только должностных лиц, но и в отношении всех граждан, а также будет иметь право законодательной инициативы. Необходимо исключить такие расширения полномочий прокуратуры, поскольку используя свои права Прокуратура может значительно влиять на решения Жогорку Кенеша, оказывать давление при принятии законов, а зависимые депутаты могут сделать так, что примут любой законопроект прокуратуры без обсуждения.
  30. закрепить уголовную ответственность за экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (усиливает ответственность всех ветвей власти в реализации горнорудных проектов в стране);
  31. Президент и его аппарат (администрация) не должны быть вовлечены в назначение глав местного самоуправления. Местное самоуправление должно иметь политическую независимость от центра; мэры и айыл-окмоту должны быть избираемы местным населением (местное самоуправление играет роль контрбаланса президенту и парламенту, тем самым становясь новым элементом системы сдержек и противовесов).
    Подробно вы сможете ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/…/1S8Vpy489BoC0lUQ…